«Возрастные особенности
детей 3-4 лет»
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис
трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает
проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем
требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том,
что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в
направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное
для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает
появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не
фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого -
поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых
действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая
нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Отделение
себя от взрослого – характерная черта кризиса 3 лет. Эмоциональное развитие
ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как
любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к
окружающим, сверстникам. Поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки
ситуативны.
Дети
3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с
определёнными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения
другого ребёнка нормам и правилам поведения.
В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный
репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина.
В
3 года складываются некоторые пространственные представления. Представления
ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены,
с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – его
непосредственным опытом.
Внимание детей четвёртого года жизни
непроизвольно. Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Мышление трёхлетнего ребёнка является
наглядно-действенным. В 3 года воображение только начинает развиваться, и
прежде всего это происходит в игре.
В
младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. В 3-4 года
ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия
в общей игре или продуктивной деятельности.
Главным
средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. В 3-4 года в
ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и
литературным персонажам. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и
синкретический характер.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий